Около года назад по заказу Администрации Кемеровской области компания "Денеба-групп" приступила к разработке концепции развития спортивно-туристического комплекса "Шерегеш".
На сегодняшний день работа завершена, и не так давно материалы проекта выложили в открытый доступ. Наши специалисты тщательно изучили документы, плюс мы опросили несколько экспертов, не понаслышке знающих шерегешские склоны. Итак, давайте детально разберем, что мы видим на представленных авторами мастер-плана схемах. Очевидно, что предварительная работа проделана большая - склоны были тщательно исследованы, составлены Карта анализа градиентов и Карта анализа экспозиции склонов.
По утверждению представителей компании "Денеба Групп", цифровая топосъёмка рельефа местности в окрестностях горнолыжного курорта вообще проводилась впервые. Как и предполагалось, "новый Шерегеш" будут развивать к северо-востоку от нынешнего гостиничного городка, на южном склоне хребта "Мустаг". Впрочем, проект предусматривает также строительство новых объектов на огромной неосвоенной территории между трассами Скайвей и Панорама и в секторе "Е". (карта градиентов горных склонов)
Рассмотрим подробнее, что ждет Шерегеш.
Курортный центр будет построен у подножья Мустага, примерно в километре от нынешнего на площади более 6-ти га. Здесь разместятся 2 автостоянки и большие отели или апартаменты. Чуть в стороне, между новым и старым центрами, расположится гостиничный городок "нового Шерегеша". Отведенная площадь примерно в 2 раза больше чем у ныне существующего. Планируется построить два десятка новых трасс совершенно разного уровня: от "черных" (т.е. сложных трасс), до "зеленых" (т.е. для новичков). После реализации проекта количество подготовленных склонов в Шерегеше увеличится практически втрое. Рядом с курортным центром будет специально отведенная зона для обучения и трасса для тюбинга. Несколько десятков гектаров отводится под рекреационную зону, где будут трассы для снегоходов и беговых лыж. Летом эту территорию планируют использовать для езды на горных велосипедах и пеших прогулок. Аналогичная территория будет выделена на пологом участке между Скайвеем и Панорамой.
В новой зоне развития будет построено не менее 8 подъёмников. Один из них уже в ближайшем будущем планирует смотировать "Каскад-подъем". Стоит отметить, что согласно проекту трассы имеют преимущественно восточную и юго-восточную экспозицию, это гарантирует достаточно длинный сезон, как в нынешнем секторе "А". (карта экспозиции склонов) Изменения ждут и дорожную инфраструктуру. Судя по карте, участок дороги "Чугунаш-Шерегеш" предлагают разместить ближе к склону. Скорее всего, это связано с необходимостью решать транспортную проблему. Существующую трассу вряд ли возможно серьёзно расширить из-за частных территорий, дополнительная дорога возьмёт на себя часть нагрузки. Рядом со Скайвеем будет построена большая "перехватывающая парковка", откуда на канатной дороге можно будет легко добраться до нынешнего сектора "А". Обратно на стоянку можно будет доехать на лыжах/сноуборде, для этого построят специальную трассу, включающую лыжные мосты для пересечения автодороги. (концептуальный план базовой территории СТК "Шерегеш") Слева от трассы Скайвей (если стоять лицом к склону) на пологом участке запроектирован ещё один гостиничный городок.
Аналогичная застройка обозначена рядом с нижней станцией Панорамы, здесь будут преимущественно коттеджи. Фактически, объекты размещения на курорте разделены минимум на 4 жилые зоны, не считая поселка. В лесах между Панорамой и Скайвеем построят 3 новых трассы. Интересно, что выкат с них будет на Скайвей, где канатную дорогу должны доработать - в месте перегиба крутого и пологого участков сделают зону высадки/посадки, а существующие ныне бугели уберут. Также уберут почти все существующие подъемники в секторе "А", в том числе и недавно построенный "Фристайл". Вместо них построят 6 новых современных. (приблизительная схема прохождения новой подъездной автодороги)
В секторе "Е" на базе уже действующих трасс на склоне Зелёной построят еще пару новых, а подъемник сделают с зоной подсадки, чтобы не плестись по пологому участку. В целом, проект развития впечатляет. По приблизительным оценкам в случае его реализации, Шерегеш вырастет по турпотоку в 2-3 раза. При этом можно будет избежать концентрации людей на одном участке - места хватит всем, и кататься, и жить. Под вопросом только дорожная инфраструктура - каким образом 2-3 млн. туристов будут добираться в Шерегеш?
Использование железной дороги в плане не отражено, а существующая автодорога Новокузнецк-Шерегеш на многих участках "затрещит по швам" от такого потока туристов. Небольшой аэропорт в Таштаголе, который планируется открыть через несколько лет, существенно на ситуацию не повлияет, потому что его пассажиропоток вряд ли превысит 30 000 туристов за сезон. Впрочем, на реализацию проекта отводят не меньше 10-ти лет, поэтому у властей есть время на размышления. (место для строительства большой парковки)
В целом, представленный мастер-план оставил у экспертов положительные впечатления. Это первая попытка осмыслить развитие курорта как единого целого, а не так как это видит отдельно взятый собственник, решивший построить свою гостиницу на склоне. Осталось дождаться, как отреагируют на предложенную концепцию инвесторы. Ведь по большому счёту именно для них и создавался данный проект. А голосуют инвесторы очень просто: вкладывая средства. Наступившее межсезонье – благоприятное время для того, чтобы начать строительство. Вот и увидим, станет ли предложенный мастер-план для людей с деньгами по-настоящему выгодным предложением.