Государственная программа «Доступная среда», принятая в целях создания правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни, направлена на обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; а также обеспечение равного доступа инвалидов к различным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов.
В реализации этой Программы принимают участие все органы власти, включая территориальные органы ПФР.
В частности, клиентская служба Управления ПФР в городе Таштаголе обеспечена доступным входом в здание:
- имеется вывеска с названием учреждения ПФР;
- ширина пешеходного пути к входу в здания соответствует установленным нормам;
- входные двери обеспечивают задержку автоматического закрывания;
- вход оборудован наружным пандусом, кнопкой вызова специалиста.
Для инвалидов по зрению при входе в помещение управлении ПФР установлена тактильная мнемосхема, а также нанесены предупредительные знаки по пути движения клиентов.
Для посетителей в Управлении санитарная комната оборудована кнопкой вызова специалиста, установлены специальные поручни и держатель для трости, перед входом предусмотрена пиктограмма о его доступности для МГН.
В зале ожидания размещены тематические информационные стенды для размещения актуальной информации по пенсионному обеспечению и социальному страхованию, по информированию инвалидов об альтернативных способах оказания им государственных услуг.
Ряд услуг, предоставляемых Пенсионным фондом России, граждане, в том числе с ограниченными возможностями, могут получить, не выходя из дома. Это избавляет клиентов от ожидания своей очереди, бережет их время, делает получение государственных услуг ПФР удобным и сводит к минимуму личные контакты с ПФР.
Все услуги и сервисы, которые Пенсионный фонд предоставляет в электронном виде, объединены в один портал на сайте ПФР. Чтобы ими воспользоваться, нужно быть зарегистрированным на Едином портале государственных услуг. Дополнительной регистрации на сайте ПФР не требуется.
«Личный кабинет гражданина» – набор электронных сервисов на сайте Пенсионного фонда России. Чтобы войти в него, необходимо зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации на Портале государственных услуг. Если гражданин уже зарегистрирован на Портале, используйте свой логин и пароль.
Для большего удобства «Личный кабинет» структурирован не только по типу получаемых услуг (пенсии, соцвыплаты и др.), но и по доступу к ним – с регистрацией или без регистрации. Для доступа к услугам, имеющим отношение к персональным данным, необходимо иметь подтвержденную учетную запись на Портале госуслуг, а для некоторых – квалифицированную электронную подпись.
Без регистрации можно записаться на прием в клиентскую службу ПФР; заказать необходимые справки и документы; найти клиентскую службу; направить обращение в ПФР; задать вопрос онлайн (задать вопрос онлайн-консультанту ПФР или проконсультироваться, совершив видеозвонок); воспользоваться пенсионным калькулятором.
Получить информацию о состоянии своего лицевого счета в ПФР, проверить, перечислил ли работодатель страховые взносы, а также записаться на прием и заказать нужные документы, начиная с 2017 года, стало еще проще: государственные услуги и сервисы ПФР доступны в смартфоне. Ими можно воспользоваться, скачав мобильное приложение «ПФР Электронные сервисы» на свой смартфон (в Play Market для Android и в App Store для iOS), и ввести в приложение свои логин и пароль от Портала госуслуг.
Следует отметить, что пользоваться сайтом Пенсионного фонда России могут и люди со слабым зрением. Для таких клиентов у ресурса существует специальная версия, она дублирует информацию с сайта, но отличается специальными настройками. На странице можно увеличить шрифт, изменить его цвет и фон.
Все это позволяет людям с ограниченными возможностями здоровья в полной мере получать положенные им по закону государственные услуги.
С 2016 года Пенсионный фонд России совместно с другими ведомствами (Минтруда, Минобрнауки, Минздрава, Роструда ФСС, МСЭ) проводит работу по формированию Федеральной государственной информационной системы «Федеральный регистр инвалидов» (ФГИС ФРИ), а также Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО).
Причем в ЕГИССО в тестовом режиме уже заработал «Личный кабинет» получателя социальных услуг, а также запущен тестовый вариант «Социального калькулятора». Система ЕГИССО представляет собой глобальную информационную сеть постоянно обновляемых данных о мерах социальной поддержки, предусмотренных законодательными актами федерального и регионального уровня. Уникальность системы состоит в том, что с одной стороны, она позволит гражданам, в том числе инвалидам, через «Личный кабинет» на портале ЕГИССО получать полную информацию о своих правах на меры социальной поддержки, а министерствам и муниципальным образованиям при оказании мер социальной защиты с учетом принципа адресности получать информацию о выплатах, которые получает гражданин.