При формировании накопительной пенсии застрахованные лица имеют право выбирать способ управления средствами своих пенсионных накоплений. Распоряжаться пенсионными накоплениями можно либо через Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), доверив свои средства государственной или частной управляющей компании, либо через негосударственный пенсионный фонд (НПФ).
Напомним, что страховщик – это или ПФР, или НПФ, то есть та организация, которая осуществляет управление пенсионными накоплениями граждан и будет выплачивать их при выходе на пенсию. Управляющая компания страховщиком быть не может: если гражданин выбирает для инвестирования своих пенсионных накоплений государственную или частную управляющую компанию, то страховщиком является ПФР.
При этом важно помнить, что с 2015 года изменились правила перевода средств пенсионных накоплений граждан другому страховщику. Переходить из ПФР в НПФ и обратно, а также менять один НПФ на другой, сохраняя право на инвестиционный доход, можно не чаще одного раза в пять лет. Новые правила направлены на ограничение частых переходов, на стимулирование граждан находиться у страховщика более длительный период для эффективного управления средствами пенсионных накоплений.
Что нужно знать гражданам, принявшим решение о переводе средств пенсионных накоплений другому страховщику.
Прежде всего, необходимо знать, где находятся средства пенсионных накоплений. Получить данную информацию можно с помощью электронных сервисов (например, на Едином Портале государственных услуг, в личном кабинете застрахованного лица на сайте ПФР), а также в любом территориальном органе ПФР.
Далее необходимо определиться с выбором страховщика. Выбирая НПФ, необходимо узнать, является ли НПФ участником системы гарантирования прав застрахованных лиц. Это важно, так как включение НПФ в данную систему является условием для перевода средств пенсионных накоплений. Также следует обратить внимание на опыт, репутацию НПФ на рынке обязательного пенсионного страхования, на доходность от инвестирования средств пенсионных накоплений граждан. Данная информация размещается на сайтах самих НПФ. Рейтинги НПФ размещаются на сайте NPF.Investfunds.Ru. При выборе НПФ потребуется заключить договор об обязательном пенсионном страховании.
Следующий шаг – выбор срока, в течение которого должно быть рассмотрено заявление. От этого зависит не только срок передачи средств пенсионных накоплений другому страховщику, но и размер инвестиционного дохода, а также гарантия сохранности средств.
Внимание! Решение о смене страховщика не следует принимать спонтанно и под чьим-то влиянием. Участились случаи, когда некоторые агенты НПФ довольно агрессивно предлагают свои услуги, проводят агитацию с целью немедленного распоряжения средствами пенсионных накоплений и настаивают на необходимости подписания договоров об обязательном пенсионном страховании. Многие граждане, не подумав, подписывают предложенные документы не задумываясь. Последствия могут быть разными. Либо деньги переведут в негосударственный пенсионный фонд (и это еще не самый худший вариант), либо они просто уйдут неизвестно куда (и такие случаи бывали).
Важно знать, что при обращении агентов НПФ в первую очередь нужно требовать предъявления ими соответствующего удостоверения. Далее необходимо внимательно ознакомиться с предложениями агентов НПФ и соглашаться на какие-либо действия только при условии полного понимания их последствий. Если информация агентов вызвала заинтересованность, можно оставить у себя их контактную информацию и связаться с ними после внимательного изучения предложений. Обращаем внимание, что агенты НПФ могут иметь полномочия на заключение договоров об обязательном пенсионном страховании, но не имеют права на прием заявлений граждан о смене страховщика. Для подачи заявления гражданину необходимо обращаться в территориальный орган ПФР.
Кроме того, бывают случаи, когда граждане подписывают договоры об обязательном пенсионном страховании неосознанно: вместе с документами, заполняемыми при устройстве на работу в кадровых агентствах; при оформлении кредита. Необходимо проявлять бдительность и внимательно изучать подписываемые документы.
Сообщаем, что в последнее время участились случаи активной деятельности организаций, которые под видом проведения различных
разъяснительных мероприятий по вопросам пенсионного и социального
законодательства предоставляют неполную и некорректную информацию
работникам трудовых коллективов государственных и муниципальных
учреждений.
Обращаем внимание, что данные организации являются коммерческими и
осуществляют свою деятельность, в том числе по продаже финансовых
продуктов.
Доводим до Вашего сведения, что Пенсионный фонд Российской Федерации
не имеет отношения к деятельности вышеуказанных организаций и не отвечает за достоверность сведений, предоставляемых данными организациями.
Телефоны для консультаций в Управлении ПФР: 2-33-37 и 3-30-90.